Что важно знать пожилым людям, чтобы защититься от мошенников?
Управление Роспотребнадзора по Архангельской области напоминает гражданам о правилах, которые необходимо знать, чтобы обезопасить себя и близких и не оказаться жертвой мошенников.
Наиболее подверженной мошенническим действиям категорией граждан становятся именно люди пожилого возраста, которые в силу доверчивости и наивности могут отдать последние сбережения за предложенные товары или услуги, зачастую некачественные. К распространенным видам обмана относится также проникновение в квартиру под видом представителей органов государственной власти, которые сообщают о надбавке к пенсии, перерасчёте квартплаты или обмене денег «для ветеранов и пенсионеров».Чтобы не попасться на уловки мошенников, Управление рекомендует гражданам придерживаться нескольких простых правил:
- Не принимайте незнакомых людей у себя дома, когда вы одни, а также не пересчитывайте деньги при незнакомцах.
- Бережно относитесь к своим персональным данным и документам. Не следует отдавать в руки чужим людям паспорт, никогда никому не называть данные банковской карты: пин-код и СVV (трёхзначный код на обратной стороне карты). Сотрудники банка НИКОГДА не запрашивают информацию о банковской карте. Любой подобный звонок, даже если он совершается якобы с официального номера банка, - дело рук мошенников!
- Если вы получили СМС-сообщение о блокировке карты или списании денежных средств, не перезванивайте по указанному в СМС номеру! Чтобы узнать обо всех операциях, перезвоните по номеру, указанному на ВАШЕЙ банковской карточке, сходите в банк лично и проверьте баланс через банкомат или онлайн-банк.
- Если вам дают заполнить анкету или опросный лист - внимательно изучите их содержание. Если пришли представители служб, которых вы не вызывали – позвоните в учреждение, от которого якобы пришли незнакомцы.
- С осторожностью приобретайте у людей, занимающихся квартирным сетевым маркетингом, продукты, мелкую бытовую технику – товары могут не соответствовать обязательным требованиям, а их цена, как правило, завышается в десятки раз. С осторожностью посещайте бесплатные демонстрации косметологических услуг (массаж, «пилинг», уход за волосами и т.д.) с настойчивыми рекомендациями «местного» врача, презентации косметики с «исключительными» свойствами. Продавцы таких товаров и услуг, услышав о недостатке денежных средств, убеждают граждан заключать кредитные договоры на крупные суммы. Документация по таким сделкам часто сложная и запутанная, напечатанная мелким шрифтом. Продавцы настойчивы и торопят с подписанием договора. Внимательно изучите документы, не подписывайте, не прочитав и не поняв предварительно их содержание.
- продумать вопрос о необходимости покупки;
- ознакомиться с инструкцией;
- внимательно изучить все имеющиеся у продавца документы;
- потребовать от распространителя демонстрации его работы;
- проконсультироваться с сотрудниками компетентных организаций;
- посоветоваться с родными и близкими.
Помните, что потребитель свободен в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается.
Горячая линия по вопросам нарушений прав потребителей финансовых услуг 8-800-100-29-26.
В любой ситуации следует сохранять бдительность и критическое мышление!
Если вы стали жертвой мошенников, незамедлительно обращайтесь в полицию по телефонам: 02 или 112.
Источник: Управление Роспотребнадзора по Архангельской области ВКонтакте.
Картинка на превью из группы Управления Роспотребнадзора по Архангельской области ВК