ОФИЦИАЛЬНО
15:41 / 16 апреля 2021
172

Оспорить штрафы ГИБДД можно будет в электронном виде

Уже в нынешнем году отечественные автомобилисты получат возможность обжаловать штрафы ГИБДД в режиме онлайн.

Речь идёт о новых поправках в Административный кодекс, утверждённых федеральным законом № 471-ФЗ от 29 декабря 2020 года. Статья 1 этого закона заработает 1 сентября нынешнего года и предоставит водителям возможность обжаловать штрафное постановление с дорожных камер через портал Госуслуг.

КАК СЕЙЧАС ПОДАЮТ ЖАЛОБЫ
Достаточно медленно и долго. Самый действенный сегодня способ отменить ошибочный штраф - лично подать заявление в подразделение Госавтоинспекции. Метод реально эффективный, но ужасно неудобный, особенно с учётом того, что постановления могут приходить из разных городов и регионов.

Ещё один вариант - отправить жалобу заказным письмом. Подобный приём, однако, не пользуется популярностью, поскольку часто затраты на отправку соизмеримы с размером штрафа, особенно если действует 50-процентная скидка. В таком случае многие предпочитают, что называется, оплатить и забыть, экономя время, нервы и деньги на длительных разбирательствах с неясными перспективами.

Да, формальная возможность отправки претензии в электронном виде имеется и сегодня: можно воспользоваться сайтом ГИБДД в своём регионе и направить обращение через онлайн-приёмную. Но подобное письмо не является официальным обращением, поэтому сотрудники ГИБДД не обязаны принимать к рассмотрению такие жалобы и реагировать на них. Собственно, никто обычно и не реагирует.

По мнению юристов, электронную приёмную можно использовать для сообщений о преступлениях и правонарушениях. Однако обжаловать постановление через неё практически нереально — соответствующий порядок не прописан на законодательном уровне.

Исправить эту ситуацию и призваны корректировки в КоАП. Так, статья 30.2 Административного кодекса дополняется частью 3.1, позволяющей водителям обжаловать штрафы с дорожных камер в электронном виде через портал Госуслуг.

К слову, в прошлом году с помощью комплексов фотовидеофиксации вынесли 145,5 млн постановлений, что на 19,2% превышает уровень 2019 года. С учётом того, что сами законодатели отмечают несовершенство дорожных камер и вероятность вынесения неправомерных постановлений, потребность в онлайн-обжаловании очевидна.

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБЖАЛОВАНИЕ: ЯВНАЯ ЭКОНОМИЯ ВРЕМЕНИ
Итак, уже 1 сентября водители, которые зарегистрированы на портале Госуслуг, смогут отправить официальную жалобу на постановление о штрафе. Именно официальную (на которую должен быть ответ), а не просто сообщение через онлайн-форму без какой-либо обратной связи.

После рассмотрения жалобы сотрудниками ГИБДД вердикт могут направить также в электронной форме: решение появится в личном кабинете водителя на Госуслугах.
Безусловно, такое техническое и законодательное решение резко сократит время на переписку как водителям, так и сотрудникам Госавтоинспекции.

Главное при составлении жалобы — аргументировать своё несогласие с постановлением, то есть снабдить письмо всеми возможными доказательствами, включая видео- и фотоматериалы (их можно приложить к письму).

К примеру, в случае неверно указанного госномера в постановлении автовладелец сообщает сведения о регистрации машины. Если же всё серьёзнее, например, штраф получен за нарушение ПДД при манёвре, то весьма ценным станет запись видеорегистратора - с ней ознакомятся в ГИБДД и примут оперативное решение.

ГИБДД ЗАВАЛЯТ ЖАЛОБАМИ
Именно такие опасения высказываются некоторыми экспертами в свете предстоящих изменений. Ведь если станет проще подавать жалобы, то их количество неизбежно возрастёт. Но смогут ли в ГИБДД совладать с валом обращений?

По мнению руководителя рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петра Шкуматова, инспекторы не справятся с таким объёмом работы. Численность их за последние годы сокращена на 10 тыс. человек, при этом группировка дорожных камер ежегодно возрастает. Это значит, что не будет никакой качественной работы с претензиями: вместо всесторонних изучений доводов водителей и аргументированных решений зародится практика отписок и отказов по жалобам.

У юриста Дмитрия Дугина иное мнение. Он уверен, что проблема обработки жалоб надумана, поскольку процедуры станут удобными и быстрыми. Каждый водитель получит возможность отслеживать, на каком этапе рассмотрения находится его претензия. Это гораздо информативнее и эффективнее нынешнего положения дел, когда человек отсылает бумажное письмо и не знает его дальнейшую судьбу.

ИНИЦИАТИВА ИДЁТ ДАЛЬШЕ
Грядущие усовершенствования механизма оспаривания штрафных постановлений вдохновляют на дополнительные инициативы. По словам юриста Катерины Соловьевой, законодательное оформление электронного инструмента обжалования штрафов чрезвычайно важно, однако необходимо его дальнейшее совершенствование. Поскольку процедура выявления и наказания водителя с помощью камер проходит без участия самого нарушителя, то и рассмотрение жалобы тоже нужно принимать исключительно без его участия.

По крайней мере, по самым очевидным случаям. Например, постановление вынесено за превышение скорости в ситуации, когда трассу отремонтировали, однако не успели перенастроить камеры, которые начинают штрафовать водителей за превышение скоростного режима. Подобные жалобы необходимо рассматривать без участия водителей, направляя им лишь ответ в электронном виде.

Источник информации: сайт РосШтрафы https://rosfines.ru
Фото с сайта https://pixabay.com/ru

Гранты
Спаси жизнь!

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.