ВЕРХНЕТОЕМСКИЙ ЛЕСПРОМХОЗ
16:04 / 21 октября 2020
352

Государственный взгляд на проблемы лесного комплекса

В Совете Федерации правительственный час сегодня, 21 октября, был посвящён важнейшей теме – развитию лесного комплекса. С докладом тему «О мерах по совершенствованию государственной политики в сфере лесного хозяйства» выступила зампред правительства Виктория Абрамченко.

Приводим текст её доклада с небольшими сокращениями:
« <…> Российская Федерация обладает пятой частью всех лесов планеты. По запасам лесных ресурсов мы уступаем только Бразилии. В структуре наших земель земли лесного фонда составляют 66%. Такие большие площади, к сожалению, за много десятилетий сформировали потребительское отношение к лесу.

По-прежнему приоритетом в использовании земель лесного фонда остаётся заготовка древесины. Площадь лесных участков, переданных в аренду для заготовки древесины, составляет 173 млн га. Это площадь, сопоставимая с площадью всех сельскохозяйственных угодий нашей страны. Ежегодно выбытие леса превышает его восстановление в среднем на 450 тыс. га. Нам уже нужно восстановить более 35 млн га выбывшего леса.

Учтённый объём заготовленной древесины в 2019 году составил 219 млн куб. м. Неучтённая, заготовленная нелегально древесина, по экспертным оценкам, составляет ежегодно от 10 млн до 30 млн куб. м. Но реальных объёмов, к сожалению, не знает никто.

<…> Важным этапом для отрасли стало проведённое президентом в конце сентября совещание по декриминализации и развитию лесного комплекса, на котором принято историческое решение по запрету экспорта кругляка и грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. Во исполнение поручений главы государства правительством 1 октября утверждён план мероприятий по декриминализации и развитию лесного комплекса, в котором в том числе учтены предложения Совета Федерации.

Подготавливая этот план, мы анализировали ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА.

В лесном хозяйстве одной из основных проблем продолжает оставаться нелегальная заготовка древесины. Почему это происходит? Потому что никто сегодня не сопоставляет объём заготовленной древесины и право на его заготовку на конкретной делянке. Продать можно любой объём, не подтверждая легальность его происхождения. Ещё один аспект: у нас фактически нет единого государственного лесного реестра. Государство немного знает о таком объекте управления, как лес, хотя в силу закона это федеральная собственность.

Кроме того, у государства фактически нет надзорных функций.В лесном комплексе ключевая роль у регионов. Регионы в силу полномочий, переданных из федерального центра, отвечают за всё – от распоряжения лесными участками, заключения сделок с древесиной и ведения лесного реестра до надзора, лесной охраны и защиты лесов. При этом не получая необходимого финансирования из федерального центра. Таким образом, в одних руках сосредоточены функции распоряжения лесом как сырьевой базой для лесной промышленности и полномочия по надзору за соблюдением требований лесного законодательства. Такое совмещение на практике уже привело к конфликту интересов.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ?
Во-первых, необходимо связать в единой государственной информационной системе все цепочки движения древесины посредством электронных сопроводительных документов – от заготовки на делянке с фиксацией движения заготовленного объёма на склады. Кстати, мы учли предложения коллег из ФСБ о том, что к таким складам нужно установить требования, в том числе по обязательной видеофиксации движения транспортных средств и грузопотоков. После склада в системе должно фиксироваться перемещение этого объёма на производство и на реализацию, в том числе на экспорт. В случае если на любом последующем шаге система не имеет подтверждения легальности происхождения древесины, сделки блокируются, легальность не подтверждается, реализация древесины невозможна.

Во-вторых, эта же система должна обеспечить ведение электронного государственного лесного реестра по единым для всей страны правилам руками уполномоченного федерального органа. Там должны быть количественные, качественные и пространственные характеристики как земель лесного фонда, так и леса. В качестве быстрых результатов предлагается на первом шаге параллельно с созданием большой информационной системы в существующей ЛесЕГАИС уже сейчас внедрить такую прослеживаемость с обязательным подключением таможни и правоохранительных органов. А на втором шаге – обеспечить ведение государственного лесного реестра.

Третье. Мы предлагаем весь лес, заготовленный в рамках санитарных рубок, также фиксировать в системе с подтверждением разрешённого объёма и места заготовки с обязательной реализацией через биржу. Доход от этих операций должен поступать в региональные учреждения, в том числе на цели лесовосстановления и охраны лесов. Сегодня это добровольное решение губернаторов. Механизм реализации через биржу работает в 17 субъектах Российской Федерации.

Четвёртое. Техника, которая работает в лесу, также должна быть легализована. Через ГЛОНАСС и обязательную регистрацию в отраслевой информационной системе. Нелегально работающая лесозаготовительная техника должна изыматься.

Пятое. Должен быть введён федеральный государственный лесной надзор за соблюдением требований лесного законодательства и контролем движения древесины, как полномочие соответствующего федерального органа. При этом в существующей управленческой вертикали федеральных органов исполнительной власти надзором должна заниматься служба, а не агентство. Целесообразно преобразовать Федеральное агентство лесного хозяйства в такую службу.

Шестое. Для реализации запрета вывоза кругляка нужно немного времени. Президент нам поручил обеспечить его решение с 1 января 2022 года. Нужно, чтобы небольшие компании, для которых лес является единственным источником дохода, успели выйти из тени и с разумной государственной поддержкой смогли наладить переработку древесины. Предлагаем задействовать для этого ресурсы Фонда развития промышленности – для финансирования проектов глубокой переработки.

Седьмое. Необходимо обустройство пунктов пропуска в соответствии с мировыми стандартами. В первую очередь это касается железнодорожных пунктов пропуска, через которые убывает 53% от общего количества экспортируемого леса и лесоматериалов (29% приходится на морские и 18% на автомобильные пункты пропуска).

Восьмое. В последние годы экспорт леса и лесоматериалов вырос – с 34 млн т в 2014 году до 41 млн т в 2019 году. Вместе с тем следует признать, что основную долю этого объёма – около 85% – составляет продукция с низкой добавленной стоимостью: кругляк, лесоматериалы, полученные распиловкой, и топливная древесина. В настоящее время как высококачественные строганые лесоматериалы, так и грубо обработанные относятся к одной товарной позиции <...>. Вывозная таможенная пошлина в отношении них с 2016 года обнулена. 97% таких лесоматериалов, вывозимых за рубеж, имеет грубую обработку. И только 3% – это строганые/шлифованные пиломатериалы.
В результате произошло уменьшение поступления экспортных платежей в бюджет Российской Федерации – с 15 млрд рублей в 2016 году до 11 млрд рублей в 2019 году. Для решения этой проблемы и стимулирования бизнеса к поставкам за рубеж лесоматериалов с более высоким уровнем добавленной стоимости необходимо обеспечить детализацию кодов группы 4407 ТН ВЭД в целях объективного разделения лесоматериалов, полученных распиловкой, на коды, более точно отражающие глубину переработки леса. <…> Данные меры будут стимулировать лесопромышленников к организации более глубокой переработки леса и лесоматериалов на территории Российской Федерации и экспорту готовой продукции.

Девятое. Нужно обеспечить справедливый доступ к сырьевой базе, то есть к лесным ресурсам. Лесопромышленники жалуются на невозможность получить лесные участки для развития инвестиционных проектов в регионах. Зафиксированы случаи закрепления наиболее востребованных лесных участков аффилированным с региональными структурами лицам, а проблема усугубляется, если к реализации планируется межрегиональный инвестиционный проект.

Предлагается пересмотреть правила предоставления таких лесных участков и одновременно проверить ранее заключённые договоры аренды на предмет выполнения требований лесного законодательства. С нарушителями предлагается договоры расторгать, а новые договоры на заготовку древесины заключать с компаниями, имеющими мощности по переработке древесины.

Кроме того, всё, что можно было заготовить быстро и с минимальными издержками, уже срубили. Наш лес растёт медленно, но его ещё и не восстанавливают в необходимых объёмах. Те объёмы, которые выделяются для лесозаготовки сейчас, находятся в труднодоступных территориях, а на Дальнем Востоке – ещё и со сложным рельефом. Растут издержки на заготовку и транспортировку. Поэтому у бизнеса есть запрос к государству о помощи в строительстве инфраструктуры для новых ЦБК на территории Сибири и на Дальнем Востоке, а также в строительстве лесных дорог.

Ещё два направления, требующие системного подхода, – это лесоустройство, которое предлагаем вернуть на федеральный уровень, и лесовосстановление, которым на постоянной основе в рамках приносящей доход деятельности нужно разрешить заниматься региональным учреждениям.

Кроме того, мы хотим возродить лесные питомники в каждом регионе. Помощь регионам в этом планируем оказать в рамках нацпроекта «Экология». Причём заниматься питомниками также предлагаем региональным учреждениям.

Кроме экспортного потенциала нашей лесной промышленности мы предлагаем обратить внимание на внутренние потребности страны и обеспечить стимулирование внутреннего спроса на продукцию лесной отрасли, в первую очередь в строительном комплексе, за счёт инструментов развития ипотечного кредитования для деревянного домостроения и программы расселения граждан из аварийного фонда.

Мы специально встречались с банковским и строительным сектором, с государственными регуляторами и хозяйствующими субъектами, которые готовы участвовать в этой работе. По итогам этих встреч у нас есть надежда, что буксующий много лет вопрос деревянного домостроения получит новый импульс. Качество жизни россиян должно повышаться, в том числе за счёт зелёных технологий, таких как деревянное домостроение.

И в заключение хочу сказать, что главной задачей для нас является вопрос сохранения кадрового потенциала в отрасли. Если не будет специалистов-лесников на земле, у нас ничего не получится. Государство должно обеспечить защиту таких людей и гарантировать им достойную заработную плату.

Источник информации – сайт правительства России http://government.ru
Фото с сайта https://pixabay.com/ru

Гранты
Спаси жизнь!

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку пользовательских данных (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве; разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; действия пользователя на сайте) в целях определения посещаемости сайта с использованием интернет-сервиса Яндекс.Метрика.